Игровой практикум для родителей детей с ОВЗ младшего школьного возраста

Максимова Н.А.,
педагог-психолог
МБУДО ЦДОД

В период самоизоляции, на родителей легла ответственность за
качество дистанционного обучения ребенка и организацию его досуга дома. В сложившейся ситуации родителям и близким ребенка важно постараться сохранить спокойное. Эмоциональное состояние ребенка напрямую зависит от состояния близких. Родителям необходимо набраться терпения, чтобы в данный период дефицита общения со сверстниками, ребенок не остался без вашего внимания и не чувствовал себя одиноким. Предлагаем вам ответить
на вопросы теста с целью определения собственной стратегии воспитания.

Тест «Стиль воспитания»

Инструкция. Оцените свою собственную стратегию семейного воспитания.
Из четырех вариантов выберите наиболее предпочтительную.

  1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека наследственностью или воспитанием?
    а. Преимущественно воспитанием.
    б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
    в. Главным образом врожденными задатками.
    г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.
  2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
    а. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
    б. Абсолютно с этим согласен.
    в. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о
    традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
    г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.
  3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?
    а. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу).
    б. Цель воспитания — научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве).
    в. Детям нужны не поучения, а примеры.
    г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер).
  4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
    а. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
  5. б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
  6. в. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом, а в школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
  7. г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.
  1. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?
    а. Если попросит, можно и дать.
    б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
    в. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
    г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.
  2. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?
    а. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
    б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
    в. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.
    г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.
  3. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?
    а. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.
    б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
    в. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
    г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.
  4. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?
    а. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
    б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.
    в. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.
    г. Не вижу причины запрещать.
  5. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
    а. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
    б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
    в. Расстроюсь.

г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

  1. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?
    а. Безусловно.
    б. Стараюсь.
    в. Надеюсь.
    г. Не знаю.
    Обработка и интерпретация результатов
    Сосчитайте, какие ответы преобладают в ваших ответах А, Б, В или Г. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.
    Авторитетный стиль. Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем. Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны. Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть
    своего ребенка, а также самого себя как родителя. Совместный игровой практикум родителей с детьми создаст атмосферу доброжелательности и сотрудничества. А также в период самоизоляции и дефицита общения со сверстниками, не даст ребенку почувствовать себя одиноким.

Игра «Два колодца»

На таблице изображены два колодца. Рядом стоят ведра, на которых
написаны буквы. Выберите ведро так, чтобы буква на нем подошла к тем словам, которые написаны на срубе. У вас должно получиться по четыре разных слова, отличающихся одной буквой.
м к л к
б к с к
р к б к
л к ж к

Игра «Спрятавшееся слово»

На листе бумаги, в столбик написаны слова: хлев, уточка, столб, щель,
зубр, удочка, клещ. В каждом из этих слов спряталось еще одно слово. Какие слова спрятались? Найдите их в соседнем столбике и соедините.
Новые слова: лев, точка, стол, ель, зуб, дочка, лещ.
ХЛЕВ ТОЧКА
УТОЧКА СТОЛ
СТОЛБ ЕЛЬ
ЩЕЛЬ ЛЕВ
ЗУБР ДОЧКА
УДОЧКА ЗУБ
КЛЕЩ ЛЕЩ

Игра «Перекрестки» ( отгадай загадки )

По описанию догадайтесь, о каком предмете идет речь, и впишите его в строки.

  1. Инструмент, которым забивают гвозди.
  2. Инструмент, которым рубят дрова.
  3. Малина, черника, крыжовник – одним словом.
  4. Большой населенный пункт.
  5. Овощ красного цвета.
    (Молоток, топор, ягоды, город, помидор.)

1 О О
2 О О

3 О
4 О О
5 О О

Игра «Загадки Мудрого портфеля»

Приготовьте портфель, в котором находятся карандаш и тетрадь. Это –
Мудрый портфель. Назовите 10 любых предметов и попросите ребенка придумать и записать по 1-2 нестандартных применений их в быту или школе.

Игра «Найди продукты, в которых живут витамины».
Нарисуйте карточки с продуктами, фруктами и овощами, натяните
веревку, приготовьте прищепки. Покажите ребенку карточку, попросите рассказать, какие витамины содержаться и чем полезны для организма. Если ребенок затрудняется, помогите ему.

Игра «Живая картина»

Поговорите с ребенком о своих мечтах. А теперь пусть каждый покажет это с помощью пластики тела и мимики лица. Остальным нужно отгадать, что это за желание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *