“Сказка в семье: практические советы для родителей”

В современном обществе люди окружены обилием информации разного содержания, чаще всего, не позволяющей духовно окрепнуть. Очевидна необходимость духовно-нравственного воспитания с раннего возраста. В детях с раннего возраста необходимо формировать моральные чувства, ценности, эмоциональную память. Большую помощь в этом оказывает родителям совместное чтение сказок. Именно сказок, а не просто просмотр нового яркого мультфильма со сказочным сюжетом. Однако с начала 90-х в российском обществе исчезает сложившаяся литературная традиция. Падает читательская культура, особенно среди семей, живущих в трудных жизненных ситуациях. В то время, когда именно в семье должно происходить первое знакомство детей с книгой, формирование потребности в чтении ещё до того, как ребёнок выучит алфавит.

Какие же книги могут помочь родителям в духовно-нравственном становлении ребёнка? Прежде всего, сказки духовно-нравственного содержания, как народные, так и авторские. Всем известны сказки великих писателей А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Г.Х. Андерсена, С.Я. Маршака и т.д. Интерес для детей и их родителей могут представить сказки современных авторов-педагогов: Л.Д, Коротковой, Б. Ганаго, Л. А. Чарской. Особое место принадлежит народным сказкам.
Народная сказка – это вековая мудрость, облечённая в яркий, увлекательный сюжет. Издревле сказка была мощным средством воспитательного воздействия на самосознание детей. Условно народные сказки делились на: бытовые (способствующие приобретению жизненного опыта, формированию юмора), о взаимоотношении с природой (о бережном и осмысленном отношении к окружающему нас пространству), волшебные (служат передаче информации о жизненной мудрости, развитии духовного мира человека).
В выборе сказок для семейного чтения можно ориентироваться как на родительский вкус, так и на существующую семейную проблему. Например: болезнь кого-то из членов семьи, появление младшего брата или сестрёнки, какой-либо разлад. В данном случае чтение сказки и её обсуждение с ребёнком не будут просто развлечением, а станут важным психолого-педагогическим процессом.
Педагоги-психологи советуют следовать следующим правилам:
– сказки вместе с детьми следует читать не от случая к случаю. А регулярно. Желательно, в специально отведённое время;
– если в семейном чтении принимают участие старшие члены семьи: бабушки, дедушки, окажите им уважение, выслушайте их мнение вместе с ребёнком, даже, если вы с ним не согласны;
– если ребёнку оказались непонятными некоторые слова или выражения сказки, не спешите их пояснять, попросите ребёнка подумать и самому дать объяснение, как он сам понимает это слово или выражение;
– если ребёнку не понятно какое-либо событие или явление, описанное в сказке, постарайтесь запомнить или даже записать это, чтобы вернуться на досуге к этой ситуации и вместе её обсудить. Иногда, именно в таких «непонятных» вопросах может скрываться какая -то проблема в поведении вашего ребёнка;
– если ребёнок просит повторить ему один и тот же фрагмент или одну и ту же сказку, значит, она имеет для него особое значение. Постарайтесь выслушать его и понять, что заставляет ребёнка снова и снова переживать описанное событие, что именно его так глубоко затронуло?


Помните, что слушая и читая сказки, ребёнок не только развивает речь, словарный запас, внимание и память, но и накапливает своеобразный «банк жизненных ситуаций», который потом, в случае необходимости, может активизироваться. Родителям важно побудить ребёнка задуматься о смысле и сложности некоторых сказочных ситуаций. Объяснить, в какой момент жизни можно использовать этот сказочный урок. Время, потраченное на совместное чтение и обсуждение сказки, не будет потраченным впустую, вызовет желание наблюдать, сопереживать, понимать.

 

Васильева Наталия Владимировна, 

педагог дополнительного образования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *